2010-07-26 11:33:03 1280129583 Путин моентально превратил "Мечел" в образцовую компанию, увеличив ее капитализацию на $712 млн долларов
Отраслевое информационно-аналитическое агентство мониторинга

Путин моментально превратил "Мечел" в образцовую компанию, увеличив ее капитализацию на $712 млн долларов

Других российских металлургов обнаружены признаки дискриминационного поведения на внутреннем рынке или трансфертного ценообразования
26.07.2010 11:32 @ Главные новости
Владимир Путин вернул долг «Мечелу». Два года назад премьер пообещал вызвать доктора к основному владельцу компании Игорю Зюзину, чтобы «зачистить проблемы» с ценами на уголь. И «Мечел» за один день подешевел на $5,7 млрд. «Я, кстати, помню вот тот выпад в адрес “Мечела”, — признался Путин в пятницу на совещании с металлургами в Челябинске. — Я могу только сожалеть о том, что это привело к падению его капитализации <...> Но во всяком случае, Игорь Владимирович [Зюзин], хочу вас за это поблагодарить, все исполнил, все сделал и ведет себя корректно и по отношению к отечественным потребителям, и к российскому законодательству». Эти слова добавили «Мечелу» $712 млн капитализации: компания тут же подорожала на NYSE на 7,7% (до $9,3 млрд). А вот другим металлургам повезло меньше.

«Помимо «Мечела» можем также сказать добрые слова в адрес «Северстали», — заявил на совещании руководитель ФАС Игорь Артемьев. А в адрес остальных обрушился с резкой критикой: «[Есть] целый ряд ситуаций безобразной, недопустимой практики по отношению к российскому потребителю». Продолжается трансфертное ценообразование, уголь поставляется офшорам в 2-3 раза дешевле, чем российским клиентам, негодовал он.

По словам Артемьева, у шести компаний есть признаки дискриминационного поведения на внутреннем рынке или трансфертного ценообразования, через 2-3 недели ФАС планирует завершить «некоторые дела». Нарушителям грозят оборотные штрафы, напомнил чиновник, по закону это 1-15% выручки от продажи конкретного товара. А может, будут и новые дела, добавил Артемьев, но деталей не раскрыл.

В мае ФАС завела дела против трех производителей цветных металлов, подозревая в завышении цен. Это «Алкоа металлург рус», Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ) и УГМК. В июле возбуждены три дела по ценам на уголь, подозреваемые — «Распадская», Evraz и «Северсталь». Их обороты для расчета штрафов ФАС еще не считала, говорит сотрудник службы.

Новые дела могут быть открыты в отношении ММК и «Северстали», отмечает подчиненный Артемьева, — по подозрению в злоупотреблении доминирующим положением на рынке металлопродукции. Но вначале служба должна убедиться, что компании действительно являются монополистами на рынках определенного вида проката, добавляет он.

Почему тогда в адрес «Северстали» прозвучали «добрые слова», не ясно. Сотрудник ФАС предполагает, что за переход на формулу цены с автопроизводителями.

Хотя и по ценам на уголь у «Северстали» ситуация лучше, чем у Evraz и «Распадской», она «вызывает меньше вопросов», добавляет чиновник ФАС. Цены «Северстали» для разных потребителей в России отличались примерно на 15%, уточняет он, а разница в российских и экспортных ценах «Распадской» и Evraz доходила до 100% (по дефицитным углям Ж и ГЖ).

«Распадская» не привлекает к продаже угля аффилированных посредников, заявила компания сразу после совещания. С представителем Alcoa в выходные связаться не удалось. А представители «Северстали», УГМК, ЧЦЗ, ММК и Evraz от комментариев отказались. Хотя, как пишет «Интерфакс», совладелец Evraz Александр Абрамов сразу после совещания что-то очень эмоционально обсуждал с Артемьевым.

Были на совещании и другие критики. А резюме сделал сам премьер: внутреннему рынку металлов нужна стабильность, плюс неоднократно давались поручения крупным поставщикам и клиентам перейти на долгосрочные контракты с «прозрачной и экономически обоснованной» формулой цен. Но до сих пор металлурги явно рассчитывали на безнаказанность, заметил премьер: «Повторяется один и тот же расчет — зайду в этот кабинет, в этот кабинет, потом в судах там все умрет». А меры государства, получается, неэффективны. «Повторяю еще раз: нам придется принять другие меры, которые будут действенными», — пообещал премьер уже на повышенных тонах. Но тут же оговорился: «Я вас прошу об этом, пожалуйста <...> у нас есть все возможности эффективно совместно выстраивать правила поведения в экономике».


Источник:"Ведомости"