2024-12-02 15:15:48 1733141748 Российскому угольщикам отмена экспортных пошлин поможет частично
Отраслевое информационно-аналитическое агентство мониторинга

Российскому угольщикам отмена экспортных пошлин поможет частично

Объем экспорта российского коксующегося угля за 1 полугодие 2024 г. снизился в годовом выражении на 7% и составил 25 млн тонн
2.12.2024 15:15 @ Новости
Правительство с 1 декабря 2024 года отменяет экспортную пошлину на коксующийся уголь (используется в металлургии), а также продлевает до конца года мораторий на экспортные пошлины для антрацита (используется в химии, металлургии, электро- и теплогенерации) и энергетического угля (используется в электро- и теплогенерации). Как сказано в сообщении правительства, решение направлено на поддержку предприятий угольной отрасли.

По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, отрасль испытывает давление одновременно с разных сторон. Сошлись воедино несколько факторов: снижение мировых цен на уголь, опережающий инфляцию рост железнодорожных тарифов, увеличение операционных затрат, удорожание кредитов, санкции и введение Китаем (основным покупателем нашего угля за рубежом) пошлин на импорт российского ресурса.

Решение об отмене экспортной пошлины на коксующийся уголь, безусловно, позитивная мера, считает Станкевич. Но нужно учитывать, что на коксующийся уголь приходится менее 20% нашего экспорта угля. И это едва ли существенно повлияет на улучшение экономического положения отрасли, даже несмотря на ослабление рубля, автоматически увеличивающее доходы компаний и казны от экспортных товаров, поясняет он.

Экспортные пошлины на все перечисленные виды угля должны были перестать действовать с 1 января следующего года. И по факту, принятое решение лишь на месяц раньше установленного срока избавило экспортеров коксующегося угля от дополнительных издержек. Для экспортеров энергетического угля и антрацита с мая до конца ноября действовал мораторий на экспортные пошлины. Вводить их на один месяц едва ли имело смысл, к тому же это ухудшило бы и без того не самые лучшие экономические показатели отрасли.

В России в прошлом году было добыто 438 млн тонн угля, из которых почти половина - 213 млн тонн - было отправлено за границу. Приблизительно такое соотношение добычи и экспорта сохраняется несколько последних лет.

Объемы экспорта российского угля, вероятно, не превысят в 2024 году 200 млн. тонн и будут ниже показателей предыдущего года. В среднесрочной перспективе различные сценарии говорят о сокращении экспортных поставок энергетического угля из России и одновременный рост экспорта металлургического (коксующегося) угля.

Для российских угольщиков в 2021 и 2022 годах экспорт был прекрасной возможностью получить дополнительную прибыль за счет высоких цен на мировом рынке. Но с августа 2022-го от нашего угля отказался ЕС и курс на снижение импорта взяла Япония, а в 2023 году стали снижаться мировые котировки. Потребление же внутреннего рынка осталось ограниченным, хотя и немного выросло (на 4%).

Как отмечает руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов, с пика 2022 года доходность экспортных поставок российского угля упала более чем на 8 тыс. руб. с тонны, что привело к убыточности большинства производителей. Основной драйвер падения - снижение мировых цен. При этом выросла (по отдельным компонентам до двух раз) и нагрузка со стороны государства (экспортная пошлина), затраты на услуги РЖД и логистических компаний.

Россия больше всего экспортирует энергетический уголь. По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, которые приводит Kept, за первые шесть месяцев 2024 года экспорт энергетического угля из нашей страны составил 76,5 млн тонн, что на 12% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. При этом морской экспорт энергетического угля во втором квартале 2024 года вырос на 27% - до 37,3 млн тонн (по сравнению с первым кварталом 2024 года), что стало следствием отмены экспортных пошлин на энергетический уголь в мае. Объем экспорта нашего коксующегося угля за тот же период снизился в годовом выражении на 7% и составил 25 млн тонн. И на него экспортные пошлины сохранялись.

 Как отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, отмена пошлин для коксующегося угля - позитивный сигнал. Его добыча и экспорт более рентабельны, поскольку на мировых рынках цены на коксующийся уголь выше, чем на энергетический. Но его производители несут дополнительные издержки, которые связаны с необходимостью его обогащения, потому что в металлургии нужен уголь очень высокого качества.

Возникает вопрос, почему же тогда от пошлин был избавлен не энергетический уголь, а коксующийся. Дело, по-видимому, в мировых ценах. В 2024 году на российский энергетический и коксующийся уголь они упали до минимальных значений, если не брать период пандемии COVID-19 в 2020 году. При этом, по данным Kept, в третьем квартале 2024 года наш энергетический уголь стоил от 11 (западные порты отправки) до 36 (восточные порты) долл. за тонну, а коксующийся - от 112 до 138 долл. за тонну, соответственно. Кроме того, спрос на энергетический уголь будет, по всем прогнозам, только снижаться, а на коксующийся, даже у "зеленых оптимистов", останется стабильным еще десятилетия. Причем, скорее всего, еще и сильно вырастет. По словам Родионова, сейчас цены на коксующийся уголь возвращаются к многолетней норме, и снижение затрат благодаря отмене экспортных пошлин позволит отечественным угольщикам перестроиться для работы в новых условиях.

Сегодняшний кризис в угольной отрасли - крупнейший за 30 лет, и он приведет к очень серьезному структурному сдвигу. В общей структуре добычи будет расти доля коксующегося угля. Ее география будет смещаться на восток, ближе к экспортным портам Дальнего Востока, и к Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР), где находится основной рынок сбыта для нашего угля.

По мнению Котова, совокупно, отмена экспортной пошлины и возврат к понижающим коэффициентам и скидкам РЖД (на провоз угля) могли бы снизить издержки компаний - до 1000 руб. с тонны угля. Но даже после этого доходность угольщиков останется в "красной зоне", и (при отсутствии роста цен на уголь) целесообразно говорить о дополнительных мерах прямого субсидирования.

Эксперт подчеркивает, что сложившаяся загрузка железнодорожных мощностей (более 95% на востоке) делает целесообразным поддержку поставок на южном и северо-западном направлениях. А с точки зрения динамики спроса, он растет в Индии и Юго-Восточной Азии, особенно перспективным видится развитие экспортных поставок угля через порты Черного моря.

Устойчивость угольной отрасли сопряжена с поиском ответов на ряд серьезнейших вызовов. Прежде всего, экспортный потенциал российского угля в странах Азии в будущем будет только снижаться.